Город Орск по праву можно назвать многонациональным! В Орске бок о бок живут представители разных национальностей: славяне, казахи, татары, башкиры, немцы, азербайджанцы, таджики, армяне, украинцы. Для многих из них Орск стал родным городом, несмотря на различие культур и языка.
В рамках дистанционного проекта «Орск-многонациональный», мы расскажем о самых популярных обычаях, традициях, нарядах, казахского народа.
Казахский народ имеет богатую культуру. В национальных обычаях и традициях казахского народа содержится вся вековая мудрость предков. Поэтому так важно сохранить их и передать своим детям. Каждый ритуал имеет глубокий смысл и должен выполняться в определенное время, по определенному поводу и по определенным правилам – так, как это было заведено издавна.
Казахский национальный костюм традиционно шьётся из таких материалов, как кожа, мех, сукно и тонкий войлок. На голове обязательно должен быть головной убор, который к тому же подчеркивает социальный статус обладателя наряда. Женский головной убор не только согревает голову, но и указывает на семейное положение. Девушки носят тюбетейки или теплые меховые шапки. Тюбетейки со стороны макушки украшают перьями филина, которые служат в качестве оберега.
Казахский национальный костюм очень удобен не только для застолья или какого-нибудь празднества, но отлично подходит и для работы, и для ночевки в степи холодной ночью, и для длительной верховой езды. В основном он состоит из мужских шаровар или женской юбки, камзола и халата или шубы сверху.
Семейные традиции являются основной темой всех народных повествований. Рукоделие и вышивка популярны среди любого поколения казашек. Вышивать умеют и юные девочки, и взрослые женщины, и бабушки
Рождение ребенка – это всегда счастье. И неудивительно, что с таким важным событием у казахов связано множество традиций и обрядов.
Шільдехана (Шилдехана) – это самый первый обряд, который связан с рождением ребенка.. Получив известие о рождении ребёнка, все близкие и знакомые собирались на «шілдехана той». Гости поздравляли родителей и новорожденного, приносили малышу первые подарки, а вечером собирались за праздничным дастарханом, пели песни и играли на домбре – по древнему поверью, таким образом гости отгоняли злых духов и охраняли ребенка.
Бесік той (Бесікке салу рәсімі). После рождения малыша впервые укладывали в колыбель. Главная роль отводится бабушке: вначале она окуривает колыбель травами (чтобы отогнать злых духов и хвори), затем пеленает ребенка, перевязывает его специальными лентами, укладывает в бесик и накрывает 7 вещами, среди которых обязательно были шуба и шапан, уздечка и камча (для мальчика), для девочки отрез ткани, платки, а присутствующим малышам раздают сладости, как подарок от новорождённого.
Тұсау кесу (Тусау кесу) - разрезание пут. Проводится этот обряд тогда, когда ребенок начинает ходить. Малышу обвязывают ножки черно-белыми «путами» и ставят на белую скатерть или полосу белой ткани. Бабушка или дедушка со счастливой судьбой ножом разрезают путы на ножках - чтобы ребенок хорошо ходил, твердо стоял на ногах и уверенно шел по жизни - белая дорожка, по которой потом проводили малыша, символизирует светлый жизненный путь. В конце дорожки клали разные предметы, например, деньги, книгу, домбру и т.д. По традиции считалось, что какой предмет приглянется ребенку, какой предмет малыш выберет – его будущее будет связано с этой сферой деятельности, например, домбра – искусство, деньги – сфера финансов, книга – наука и т.д.
Свадьба у казахов – событие не только чрезвычайно важное, но и многоэтапное. И каждый этап сопровождают определенные казахские традиции и обычаи, ритуалы и обряды.
Қыз көру (кыз кору). Еще один обычай казахов, который входит в сватовство, - смотрины. Отпрыски богатых и знатных семей или прославленные жигиты могли сами присмотреть себе невесту, отправившись в аул, где были девушки на выданье. Во время смотрин потенциальные невесты состязались в разных видах искусства и, в свою очередь, сами присматривались к молодым людям. В случае, если юноша и девушка понравились друг другу, в дом к невесте отправлялись сваты.
Сватать невесту, по давней традиции, шли с қоржын (коржын) – сумкой, наполненной подарками для семьи девушки.
Қалың мал (калын мал) – уплата выкупа (калыма) за невесту. В прошлом калым выплачивался скотом и лошадьми, сейчас – деньгами или предметами роскоши.
Қыз жасауы (қыз жасауы) – приданое невесты. Родители девушки собирали для дочери все необходимое для новой семьи: посуду, мебель скот, постель и т. п.
Келін түсіру (келин тисиру). Согласно обычаю казахского народа, чтобы ввести невестку в дом, ей навстречу отправлялись девушки и молодые женщины со стороны жениха. Не открывая невесте лица, они вводили ее в дом и сажали за ширму. И только когда собирались все приглашенные на свадьбу, проводился обряд «беташар» - открытие лица невесты. Под звуки традиционной песни «Беташар», она по очереди кланялась всем гостям, которые «за погляд» дарили коримдик. После этого тот, кто проводил обряд беташар открывал лицо невесте и начинался свадебный той.
Свадебные обряды касаются не только сватовства и непосредственно самого торжества – послесвадебных обычаев тоже немало.
Базарлық (базарлык). По традиции, возвращаясь домой из поездки, для своих близких и родных нужно привезти небольшие, чисто символические подарки.
Мы рассказали далеко не обо всех обрядах и обычаях – их у нас, у казахов очень много. Некоторые из них утрачены, многие в современном мире изменились, но знать традиции своего народа нам необходимо – ведь именно это, наряду с языком, и позволяет называться нам казахами.
Педагог:Изтлеуова К.Б. Выражаю огромную благодарность семьям Нурмагамбетовых, Сальниковых и Курмановых за предоставленные фотографии из семейного архива.