Просмотров: 5456
Печать

IV Международная научно-практическая Интернет-конференция (октябрь 2011г) предоставила возможность широкому кругу специалистов в сфере образования обсудить актуальную тему: «Образование: вчера, сегодня, завтра». Педагогические работники МОУ ДОД «ЦРТДЮ «Созвездие» г.Орска» Приняли приглашение к участию и представили свои материалы:

Сидалинова Г.Б., (методист) по проблемам и перспективам социализации современных детей и подростков где выражается обеспокоенность, что в целом институт российского воспитания утрачивает систему социального контроля над процессом становления подрастающего поколения. На смену традиционных институтов социализации таких, как семья, школа, детские молодежные организации, кроме «института улицы и подворотни» ничего не приходит.

К сожалению, в обществе процветает либо равнодушие, либо жестокое, либо пренебрежительное отношение к нуждам ребёнка; нередко проявляется некомпетентность педагогических работников; часто наблюдаются корыстные побуждения персонала учреждений социальной защиты детства. Автор выражает надежду на инициативу МВД России о введении в учебные заведения школьных инспекторов милиции и выражает уверенность, что одним из важных звеньев в комплексной работе с несовершеннолетними является система дополнительного образования, владеющая универсальными технологиями воспитания детей и подростков с различными особенностями характера.

Фоменкова Н.Л (руководитель структурного подразделения) размышляя о компетентности педагога дополнительного образования, аргументирует актуальность проблемы наличием противоречий:

Готовность педагога дополнительного образования к разрешению указанных противоречий   определяется следующими факторами:

Аналитический подход к проблеме компетентности свидетельствует, что эффективное формирование интеллектуальной компетентности педагога возможно при условии точного определения ее сущности и структурных особенностей, которые обусловливаются характеристиками содержательного аспекта интеллектуальной деятельности.

Швецова Л.Н. (педагог центра раннего развития дошкольников) предлагает некоторые формы сотрудничества педагога и родителей для установления доверительных отношений.

- Взаимодействие семьи и учреждений дополнительного образования детей в интересах творческого развития личности ребенка осуществляется через разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;  семейные туристско-краеведческие и экскурсионные программы; систему социально-правовых и медико-педагогических занятий для родителей (университетов, лекториев, практикумов и др.); традиционные встречи многодетных семей; благотворительные праздники и концерты для семей, в которых воспитываются дети-инвалиды;  встречи – консультации опекунов;  семейные клубы и мастерские.

- Индивидуальные формы работы с родителями  являются наиболее доступными формами установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, использоваться во время посещения семьи. Цель педагогической беседы – обмен мнениями по тому или иному вопросу воспитания при активном участии педагога и родителей. Специфика индивидуальной  беседы в том, что родители получают новые знания по вопросам обучения и воспитания ребёнка, могут решить проблемные вопросы.

- Особый эффект во взаимодействии семьи и педагога придают наглядно-информационные методы, которые эмоционально и красочно знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся записи бесед на магнитофон, видеофрагменты различных видов деятельности детей, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки.

- В настоящее время особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения. Они построены по типу развлекательных программ, интеллектуальных игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к образовательному учреждению. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его среди других детей, в другой обстановке и имеют возможность проанализировать поведение своего ребенка, задать вопросы педагогу. Кроме указанных форм и методов сотрудничества, педагог организует и проводит семинары-практикумы, педагогические брифинги, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием. Огромным спросом пользуется работа родителей в педагогической библиотеке, в педагогической гостиной, групповая работа родителей по выпуску электронных газет по вопросам обучения и воспитания детей.

Изтлеуова К.Б. (педагог центра раннего развития) анализируя проведённую опытно-экспериментальную работу по теме «Коррекционная работа педагога с детьми дошкольного возраста, проявляющими агрессию в поведении», приходит к выводу, что:

Хисматова О.В. (заместитель директора по образовательной деятельности Центра «Созвездие») выделяет особенности управленческой системы данного учреждения.

 Многолетний опыт работы в учреждении дополнительного образования позволяет выделить некоторые условия управления  на современном этапе: раскрытие, уточнение смысла дополнительного образования; выделение приоритетных направлений творческого развития ребенка на основе реализации идей педагогики сотворчества; создание оптимальных организационно-педагогических условий для решения инновационно-творческих задач; обеспечение свободного выбора профессиональной ориентации и возможного доступа к социально-культурным ценностям.

Ведущее место в реализуемой в Центре управленческой технологии занимает управление мотивационным процессом. Поэтому реализуемую  нами систему управления мы определяем для себя как систему "мотивационно-интеллектуального" управления, устремленного на развитие, программно-методическое целевое обеспечение образовательного процесса, психологически грамотное его сопровождение. Наряду с факторами морального поощрения в последние годы приобрели серьезное значение и факторы материального порядка.

Мотивационно-интеллектуальная основа механизма управления есть, на наш взгляд, целостная система, позволяющая  повышать эффективность управления всех подсистем, находящихся в тесном взаимодействии и упорядоченных взаимосвязях.

Ключевым инструментом управления является микрокультура Центра – глубокие убеждения в совместных этических ценностях: культуры, интеллекта, здоровья и социализации воспитанников и педагогов.  Администрация  Центра является генератором идей, чувствует перемены, сотрудничает с коллегами.

Новой ценностью для нас становится  гуманное «командное» управление, когда на смену жесткого администрирования приходит коллегиальная  работа управленцев как единой команды.

Административная команда пропагандирует  следующие инновационные, на наш взгляд,  подходы в управлении:

К достоинствам нашей системы управления мы относим опору на научные основы управленческой работы; управленческую компетентность; самостоятельность в принятии решений; соответствие системы управления особенностям Центра и ее социального окружения; функционирование внутрицентровского управления как системы; ориентацию на развитие индивидуальности Центра; замену администрирования управленческим сервисом; высокую степень специализации деятельности руководителей среднего звена; восприятие Центра как целостной социальной и образовательной среды.

Мухаметова Н.П. (руководитель психологической службы) в статье «Формирование психологической культуры в образовательном пространстве учреждения дополнительного образования» представляет проект, основанный на концепциях И.А.Баевой и В.В.Семикина, где психологическая культура рассматривается как интегральная характеристика образовательной среды, обеспечивающая психологическое здоровье воспитанников, их родителей и педагогов. Исследователи выделяют три основных уровня психологической культуры:

 Разработанный проект рассчитан на пять лет реализации под руководством ведущих психологов Центра развития творчества детей и юношества «Созвездие» г.Орска. Участниками проекта являются воспитанники Центра в возрасте от 5 до 21 года. Кроме этого, приглашаются для участия в проекте учащиеся других образовательных учреждений Советского района г.Орска, их родители, педагоги дополнительного образования,  учителя школ, члены администрации.

Основная цель проекта заключается в  формировании психологической культуры участников образовательного процесса.

Задачи проекта:

 Проект состоит из следующих структурных частей:

Ожидаемые результаты реализации проекта:

Кузьмищева Е.А. (методист) актуализирует тему «Индивидуальный стиль педагогической деятельности педагога дополнительного образования», выделяя при этом, что в индивидуальном стиле педагогической деятельности педагога дополнительного образования можно выделить три основных компонента: индивидуально-психологические особенности педагога, особенности самой деятельности и особенности обучающихся.

Педагогическая деятельность в дополнительном образовании предъявляет специфические требования к наличию и развитию педагогических способностей у каждого педагога. Индивидуальный стиль педагогической деятельности педагога дополнительного образования складывается с момента поступления на работу. Проблемным является тот факт, что в дополнительное образование приходят учителя из общеобразовательных школ, специальных учебных заведений, а специалистов дополнительного образования гораздо меньше.

В Центре развития творчества детей и юношества «Созвездие» г.Орска формирование ИСПД педагогов носит управляемый характер и осуществляется в рамках школы профессионального роста «Слагаемые успеха», рассчитанной на три года. Данная программа является многоаспектной, синтезирующей, способствует расширению общекультурного, профессионального и научного кругозора педагогов дополнительного образования. Её содержание направлено на организацию процедуры включения новых сотрудников в работу, а также на совершенствование профессионального уровня педагога дополнительного образования. Указанная программа состоит из трех блоков:

Программой предусматриваются различные формы обучения слушателей: лекции, дискуссии, семинары, деловые игры, мастер-классы, выездные занятия, групповые и индивидуальные консультации для оказания помощи в организации практической деятельности. Оценка результатов обучения проводится в процессе входной, промежуточной и итоговой диагностики, тестирования, выпускной работы.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter