Сыну – банковскую карту, дочери – игрушечные купюры
В семье Нормановых вопросу грамотного обращения с деньгами уделяется особое внимание. Это и понятно, ведь мама Эльвира трудится в финансовой сфере и знает, насколько важно уметь не только заработать, но и правильно распорядиться средствами. Особенно эти знания нужны детям, считает наша героиня.
– Как работник банка, я прекрасно понимаю, какое важное значение имеет финансовая грамотность для человека, – делится Эльвира Норманова, – поэтому считаю, что уже с самых ранних лет нужно рассказывать детям о том, где хранить деньги и как экономить.
У сына Артура интерес к финансам возник после того, как ему доверили вставлять карточку в банкомат. Ребенку это очень понравилось. Теперь, а ему уже исполнилось 13 лет, у него есть своя банковская карта, на которую родители перечисляют ему деньги на карманные расходы. Так подросток учится пользоваться безналичным расчетом.
– Уверена, что в недалеком будущем наличные деньги выйдут из обращения, поэтому для старшего ребенка выбрали такой вариант, – объясняет наша героиня. – А вот дочери Жанаре очень нравилось играть в магазин: на игрушечной кассе пробивать чеки и считать бумажные купюры. Когда ей исполнилось пять, мы пошли на занятия по финансовой грамотности.
Вечером семья Нормановых проводит свободное время за настольными играми под чутким руководством дочери. По словам Эльвиры, все те знания, которые получает Жанара, она переносит сначала на игру, а затем и в повседневную жизнь.
– Теперь, возвращаясь с занятий по финансовой грамотности, дочка со знанием дела объясняет нам, родителям, что такое зарплата и что такое пенсия, – с улыбкой говорит мама девочки. – И я полностью одобряю ее стремление узнать как можно больше из мира финансов. Эти знания обязательно пригодятся ей во взрослой жизни.
Прочтите детям сказку «Дудочка и кувшинчик»
Как родителям преподнести детям азы финансовой грамотности? Об этом «ОХ» попросила рассказать педагога Центра «Созвездие» Карлыгаш Изтлеуову.
– Сказки отлично иллюстрируют многие экономические процессы. Они понятны и доступны для ребенка, – поясняет она. – Читайте и обсуждайте их. Например, такие как «Жадная старуха», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Терем-теремок», «Хаврошечка», «Сказка о попе и о работнике его Балде».
А такие сказки, как «Лисичка со скалочкой» и «Дудочка и кувшинчик» расскажут об особенностях обмена товарами и его последствиях.
Можно предложить и лайфхаки для родителей. Они помогут им объяснить, что такое деньги. Неплохо было бы показать ребенку, как и для чего вы работаете, посвятить его в семейный бюджет, придумать игры с деньгами и выделять какую-то определенную сумму на карманные расходы. Перед походом в магазин можно вместе составить список покупок и строго ему следовать.
Но самое важное – не переусердствовать, разжигая интерес ребенка к миру финансов, чтобы он не стал одержим ими. Объясните, что многие вещи вы делаете не из-за денег, а ради заботы о семье.
С 1 по 31 марта на платформе Учи.ру проходит Всероссийская онлайн-олимпиада по финансовой грамотности и предпринимательству для школьников. Задания помогут научиться планировать личные сбережения и расходы, распознавать приемы мошенников и их маркетинговые уловки, безопасно пользоваться банковской картой. Олимпиада проводится при содействии Банка России, Минфина и Минэкономразвития России. По сообщению пресс-службы правительства области, в 2021 году во Всероссийской олимпиаде по финансовой грамотности приняли участие более 8 тысяч школьников Оренбуржья.
Чем разумнее тратишь, тем больше сможешь приобрести
Ребенок включается в экономическую жизнь довольно рано, например когда получает от родственников в подарок конверт с деньгами. Сразу возникает множество вариантов, как их потратить. Все сразу или только часть? А может, копить? Чтобы такие вопросы не ставили ребенка в тупик, важно начать знакомство с миром денег как можно раньше.
Об экономике – с малых лет
О важности формирования финансовой грамотности беседуем с Натальей Фоменковой, руководителем структурного подразделения Центра «Созвездие».
– В последнее десятилетие мы замечаем, что дети, как и в случае с Интернетом, часто общаются с деньгами свободнее, чем их родители, – рассказывает Наталья Леонидовна. – Вступая в товарно-денежные отношения (например, давая списать однокласснику за деньги, продавая конфеты, лизуны и т. д.), дети не всегда осознают, насколько все это правомерно и приемлемо.
Понимая важность этого вопроса, педагоги центра разработали обучающую программу «Финансовая грамотность», осваивая которую на занятиях дети от 5 до 11 лет учатся оперировать деньгами, соотносить доход с ценой товара. Они узнают, что деньги служат средством обмена товарами между людьми, получают начальные сведения об экономике нашего города, профессиях, продукции, выпускаемой на предприятиях, учатся уважать людей, которые трудятся и зарабатывают честно.
– Чтобы ребенок в будущем жил комфортной обеспеченной жизнью, родители и мы, педагоги, должны объяснить ему что такое деньги, где их взять, как ими правильно распорядиться, – объясняет Наталья Фоменкова. – Остается спорным вопрос, как приобщить детей к финансовой грамотности, не перегружая их сложными терминами, не вдаваясь в подробности экономических механизмов. По мнению Натальи Леонидовны, ответ прост: только в игре, ведь это ведущая деятельность дошкольника. С помощью игровых практик педагоги стараются донести до детей, что деньги не появляются сами собой, они сначала зарабатываются, а потом тратятся, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше сможешь купить.
Не все продается и покупается
– На занятиях мы объясняем, что цена – это количество денег, которые надо отдать, а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он имеет определенную стоимость, – продолжает педагог. – Люди как бы меняют свой труд на труд других людей, в этой цепочке деньги – посредник. Также учим быстро и внимательно считать деньги.
Рассказывая ребенку о мире финансов, особенно важно объяснить, что его средства могут стать объектом чужого интереса, поэтому стоит договориться о правилах финансовой безопасности и о том, к кому нужно обращаться в экстренных случаях.
– Но самое главное – дать понять ребенку, что не все покупается, – подводит итог Наталья Леонидовна, – привить понимание того, что главные ценности – это жизнь, отношения, радость близких людей. Их не купишь ни за какие деньги!