Моя трудовая деятельность началась с 1989 года в должности воспитателя детского сада в Старом городе.В этот период я много слышала о креативном директоре бывшего Дома пионеров. Рассказывали, что он был выбран коллективом, а не назначен кем-то "сверху", что было беспрецедентным случаем в то время. Также удивляло, что в этом учреждении какой-то новый хозрасчет (финансово-хозяйственный механизм), что позволяет учреждению открывать свой счет в банке, иметь свою бухгалтерию (сейчас это называется «автономия»).
Меня всегда тянуло ко всему необычному, творческому, отличному от повседневного. Как раз в мае 1995 года, в момент перереформирования Центра детского творчества им. В. Дубинина, я оканчиваю педагогический институт и решаю попробовать себя в сфере внешкольного воспитания. Так началась моя карьера в ЦДТ им. В. Дубинина.
Впоследствии я узнала, что в результате проведенной в 1990 году конференции по решению коллектива сотрудников, воспитанников и их родителей Дом пионеров был перепрофилирован в Центр детского творчества им. В. Дубинина, - так началась его новая страница биографии. Это были непростые 90-е годы, но для «внешкольников» это были самые судьбоносные годы, когда система внешкольной работы в стране переходила на новый качественный этап - в систему дополнительного образования детей.
А еще главной уникальной чертой Центра стало в 1990 году создание в коллективе независимой профсоюзной организации, которая вышла из состава обкома профсоюзов и полностью стала распоряжаться своими средствами.
Помню мой первый рабочий день в ЦДТ. Устраивал меня на работу тот самый «необычный» директор – Заинчковский Владимир Владиславович. Впоследствии я поняла, почему он так неординарен. Это человек – позитив, отличающийся от руководителей того времени, сочетание строгого, профессионального отношения к работе, демократического стиля и гармоничного творческого подхода с хорошей долей юмора к любому событию, происходящему в Центре. Как же я была удивлена простотой общения подчиненного и директора…. думаю, благодаря Владимиру Владиславовичу, я и выработала свой стиль общения и управления. Во многом Заинчковский В.В. был примером человечного, понимающего руководителя - у него я научилась не зазнаваться и признавать свои ошибки.
Владимир Владиславович сразу мне предложил должность заведующего отделом. Надо отметить, в то время в учреждении было 2 отдела: отдел «Эстетика быта» и отдел «Художественный». Отдел «Эстетика быта» объединял педагогов швейного дела, рукоделия, вязания спицами и крючком и руководила им Плужникова Светлана. Отдел «Художественный» объединял педагогов театрального, вокального и хореографического творчества. А вот третий отдел предложили создать как раз мне. В тот момент в него вошли все педагоги, которые не попали в два предыдущих отдела, а это: «Русские шашки», «Юный аквариумист», «ИЗО», «ДПТ», «Юный кинолог» и др. Вот это был разброс в направлениях деятельности!!! Скажу честно, я не понимала, как это можно объединить в одно методическое объединение!
Так началась моя трудовая биография в этом старейшем внешкольном учреждении нашего города Орска. На тот период коллектив Дома пионеров им. Володи Дубинина насчитывал 35 сотрудников из числа руководителей кружков, методистов, психологов и обслуживающего персонала, обеспечивающих организацию досуга ребят в Советском районе, проведение различных районных мероприятий: праздников, слетов, соревнований и т.п.
Представьте, я - воспитатель детского сада, только что после института, мне 23 года. На «менеджера» меня никто не учил, поэтому всю науку управления я постигала благодаря моим наставникам.
Мой первый и постоянный учитель и помощник - это моя мама -Табачкова Любовь Михайловна, с 40-летним стажем педагогической и руководящей работы (заведующая детского сада, ныне пенсионер). Она помогла мне понять, что такое руководить людьми. Второй учитель моего профессионального роста - это Двуреченская Лилия Павловна – в то время заместитель директора по УВР нашего Центра. Она помогла мне разобраться в направленностях и специфике дополнительного образования. Еще у меня есть духовный учитель моего личностного роста – это Мухаметова Надежда Петровна – в то время руководитель психологической службы нашего Центра. Она научила меня видеть, чувствовать, понимать и постоянно развиваться.
На всем пути моего становления как руководителя мне помогали коллеги – единомышленники. Каждый из них внес свой вклад: Капилова Валентина Федоровна - в умении мыслить быстро, Мазур Елена Борисовна – искать во всем научный смысл, Наследова Светлана Юрьевна – уметь отстаивать свое мнение, Захарова Людмила Ивановна – обращать внимание на мелочи, Ляшко Татьяна Александровна – быть благодарной, Панфилова Наталья Павловна - находить выход в любой ситуации, Мишукова Оксана Федоровна – всегда оставаться женственной, Амелина Елена Викторовна – сохранять равновесие и прощать, Швачкина Лариса Михайловна – внедрять любые креативные идеи, Редько Диана Александровна – не останавливаться на достигнутом, Черникова Наталья Александровна - пользоваться компьютером, и много других соратников, с которыми я работала и работаю по сей день, многому учусь у них, за что им очень признательна и благодарна.
В 1994-95 годах, в результате хождения Заинчковского В.В. по инстанциям и комиссиям, удалось сохранить все ведомственные детские домовые клубы Советского района, и они стали филиалами (клубами) по месту жительства Центра детского творчества им. В. Дубинина. В это время были созданы Совет Центра и Совет директоров, а должность директора ЦДТ стала писаться с приставкой «генеральный». Центр стал региональной экспериментальной площадкой по организации клубной работы с детьми и подростками по месту жительства. Работа по месту жительства с детьми и подростками стала еще более содержательной и интересной, благодаря усилиям директоров клубов: Захаровой Л. И., Исаковой Л. Е., Медведевой Н. Н., Середе Л. В., Парамоновой Е. А., Башировой Н.Н., Пономаревой Н. М., Дроздовой Л. П.
Административное здание Дома пионеров располагалось в купеческом особняке Старые города. Там и было мое рабочее место в уютном кабинете, в котором находились завуч и 3 заведующих отделами. В то время у меня была еще и общественная нагрузка – я была кассир Центра и выдавала зарплату по ведомости. За свою основную работу я взялась с энтузиазмом. Собирала тематические папки по направлениям деятельности, проводила методические объединения. В тот период в функционал заведующего отделом входило проведение воспитательного мероприятия с детьми всех объединений отдела - 1 раз в полгода. Помню мое первое мероприятие – этобыло «Гадание в Колядки». В то время информационных технологий не было, поэтому все делали из подручных материалов. Я рисовала журнал гаданий, который состоял из 10 листов формата А3. Мероприятие прошло очень весело. Только через год я стала понимать, что к чему и как организовать разные направления деятельности.
1996 год – проблема выживаемости учреждения стояла остро (как, впрочем, и сегодня). Владимир Владиславович предложил организовать новую комплексную структуру, в которой будут обучаться дети дошкольного возраста с целью подготовки к школе. Так я написала свою первую дополнительную программу, на основании которой была организована Школа раннего развития «Росток» для неорганизованных детей.
В 1997 году под Центр детского творчества было передано 2-хэтажное здание бывшего детского садика в районе поселка Мясокомбинат, а с 2000 по 2002 годы в состав Центра входил загородный детский оздоровительный лагерь "Лесная сказка".
В этот период в Центре и его структурных подразделениях трудились уже более 100 педагогических работников. В обновленном Центре появились отделы ИЗО и ДПТ, музыкальный, хореографический, спортивный и мой отдел «Развитие». Это название я придумала, потому что на тот момент было открыто много объединений общеобразовательной направленности: математика, русский язык, химия, физика, история. Все эти объединения и ШРР «Росток» составляли мой отдел. Тогда я разработала систему внутреннего контроля образовательного процесса в отделе и очень часто делилась опытом работы по этой теме на уровне города и Восточной зоны Оренбуржья.
В 2000 году в Центре было принято решение открыть методическую службу и назначить меня ее руководителем. Активно стали искать методистов и решили сделать эксперимент: на конкурсной основе отобрали претендентов без опыта работы, т.е. вчерашних студентов, хотя обычно на эту должность выбирают опытных специалистов. Так была организована методическая служба из 5 человек (Викторова А. Е., Кузьмищева Е.А., Шалаева А.А., Черникова Н.А. и я). Мною была написана программа обучения молодых методистов, впоследствии эта программа получилаДиплом 2 степенина Областном конкурсе авторских программ. Зародилась традиция проведения конкурса профессионального мастерства «Сердце отдаю детям» в Центре.
Мы учились демократии и принципам выживания вместе со всей страной: учились азам предпринимательской деятельности, поиску спонсоров, зарабатыванию средств для развития детских объединений. В результате этого мы не только "выжили", но и получили дальнейшее свое развитие: появился свой автопарк машин, тренажерный зал с "кетлерровскими" тренажерами, компьютерные классы, оргтехника. Штат сотрудников стал насчитывать более 250 человек, в детских объединениях занимались от 4 до 5 тысяч детей разного возраста. В 2000 году мы успешно прошли наше первое государственное лицензирование, аттестацию и аккредитацию.
В 2002 году в нашем учреждении произошли серьезные преобразования - уволился Заинчковский В.В. И опять коллектив выбирал себе руководителя, так директором Центра стала Наследова С. Ю., а мне предложила стать заместителем по УВР, и … как раз в это время Светлана Юрьевна ушла в декретный отпуск, оставив меня исполнять обязанности директора. Хочу заметить… не простое это дело руководить Центром!
Через год Светлана Юрьевна приступила к своим обязанностям ия уже осваивала свою должность, где и тружусь по сегодняшний день. В 2008 учреждение переехало в 2-х этажное здание (бывшего ПТУ № 44) в поселке Железнодорожников, что позволило улучшить условия Центра и решить вопрос удобной транспортной развязки для участников учебного и воспитательного процесса в учреждении.
За годы работы в нашем Центре родилось и укрепилось много добрых традиций и начинаний. Многие его воспитанники стали впоследствии руководителями различных объединений и секций, на всю жизнь связав свое хобби с любимой работой. Мы ценим и бережем эти традиции.
Надо отметить, что работа педагога дополнительного образования (так стала называться после 1993 года должность "руководитель кружка") во многом отличается от работы учителя в школе. Есть в ней свои уникальные особенности и трудности, например, в системе дополнительного не может быть "случайных" людей. Если педагог не обладает ярко выраженными личностными качествами, не умеет профессионально владеть своим мастерством и умело передать его своим обучающимся, "не слышит" ребенка, то на его занятия больше дети не придут. Вот в этом то и есть уникальная особенность и трудность работы педагога дополнительного образования. В объединение, секцию, студию, клуб - ребята идут по желанию (по интересу), и там где им не интересно, где они встречаются с черствостью и непониманием взрослых - туда их и калачом не заманишь. Коллектив любого учреждения дополнительного образования - это в первую очередь коллектив единомышленников, людей творческих, с открытой душой и сердцем. Ясчитаю, что такой уникальной и креативной системы больше в мире нигде нет!
Сколько всего произошло за эти годы…. Коллектив решил сменить название учреждения, став «Созвездием». Название выбрано, потому что в Советском районе наши клубы разбросаны, как звезды на небе, освещающие путь к творчеству детям - звездочкам, все они объединены в одно учреждение - «Центр развития детей и юношества «Созвездие».
Сегодня наш коллектив - сплоченная команда. В коллективе сложились добрые традиции: отмечать все юбилеи Центра коллективно со всеми участниками образовательного процесса, ежегодно подводить итоги работы с награждением лучших педагогов и обучающихся - наш «Успех года», чествование ветеранов педагогического труда, проведение смотров работы клубов и педагогов в конце учебного года, спортивных праздников, капустников в Зауральной роще на берегу Урала и многое-многое другое.
Я счастливый человек, потому что 22 года назад не ошиблась в своем выборе, так как являюсь работником этого замечательного творческого коллектива взрослых и детей. И сегодня, в канун 80-летнего юбилея нашего Центра, хочу пожелать всем педагогам и обучающимся разных поколений здоровья, творческих успехов, дерзаний и побед!