Воспитание – дело трудное, и улучшение его условий – одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного, как образование самого себя и своих ближних.
Сократ.
Иногда каждый из нас совершает неожиданные поступки, которые удивляют не только других, но и нас самих в первую очередь. Моя мечта с детства – стать юристом. Но судьба распорядилась иначе.
Сразу после школы я пошла работать в СОШ № 21. Педагогика стала смыслом моей жизни. Главной моей задачей было - воспитание ребят.
Воспитание детей – рекордно сложное занятие, самое запутанное из всех видов творчества. Это творение живых характеров, создание необыкновенно сложных микромиров, а для такого творчества нужна и глубокая интуиция, и глубокие знания. К воспитанию детей стоило бы относиться как к самой важной из всех земных профессий.
Кажется, это звучит странно: воспитать в человеке человека. Мы от рождения уже люди. Мы цари природы! Но наблюдая современный мир, человеческое общество, начинаешь беспокоиться: этот царь бездушно истребляет дом, в котором он живет.
Древний философ Демокрит писал: «Воспитание детей - рискованное дело, ибо в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи- горе несравнимо ни с каким другим».
Самые приятные моменты происходят неожиданно. Отработав 10 лет в школе, волей случая, я поменяла место работы. Мои новым коллективом стали коллеги ЦДТ им. В. Дубинина. Но работа осталась прежней: ежедневно воспитывать детей, а не заниматься воспитанием от случая к случаю.
Дополнительное образование имеет свою особенность: в отличие от общего и дошкольного образования, дополнительное образование не имеет стандартов. Это дает возможность, выбирать вид деятельности, самостоятельно составлять программу, определять содержание, формы и методы воспитания. Это занимательный творческий процесс, позволяющий реализовать педагогические идеи.
Мои мысли и идеи сегодняшнего воспитания, когда-то давно и очень точно определил великий педагог К.Д. Ушинский: “Для того, чтобы воспитание могло создать для человека вторую природу, необходимо, чтобы идеи этого воспитания переходили в убеждения воспитанников, убеждения в привычки… Когда убеждение так вкоренилось в человеке, что он повинуется ему прежде, чем думает, что он должен повиноваться, тогда только он делается элементом его природы”.
Главной и конечной целями в наше время выступают: воспитание умного, доброго, честного, порядочного, любящего свою Родину, воспитанного человека.
Данные цели достигаются с опорой на гуманистическое начало в воспитании: опора на положительное в ребенке, поощрении самостоятельности и творчества, внимания к природе, красоте родного языка, эмоциональной сферы духовной жизни и общения детей, чувства удивления.
В своей работе, выстраивая разнообразные по содержанию отношения с ребенком, придерживаюсь принципа партнерских отношений:
- поддерживаю любые, даже самые маленькие успехи ребенка;
- хвалю за конкретное дело, поступок, действие;
- хвалю публично, а критикую без посторонних лиц. Публичная похвала повышает авторитет в глазах сверстников;
- всегда помню: отрицательная оценка – враг интереса и творчества;
- поддерживаю веру ребенка в свои силы, высказывая, например: “я знаю, у тебя все получится“, “если ты захочешь, то легко с этим справишься”, “ты все правильно делаешь”;
- подбираю разнообразные виды деятельности;
- проявляю действительный интерес к любой активности ребенка;
Подобные партнерские взаимоотношения позволяют мне достичь гармоничных отношений с детьми и высокого уровня их социально-личностного развития.
Нельзя научить человека жить, если он сам не учится этому. Воспитание для ребенка - это не подготовка к будущей жизни, а сама жизнь, во всей ее полноте, а для педагога воспитание – это тоже жизнь, вместе с ребенком. Каждый в этой жизни учится жить сам, другое дело, когда ребенка в этом поддерживает мудрый взрослый.
Однозначно, что очень важна роль родителей в воспитании детей. Считаю, что педагог должен обладать большой психологической мудростью – гибкостью, интуицией. Умение выслушать тех, с кем вместе нам формировать личность ребенка – обязательное условие установления прочных доверительных связей с родителями «Семья + Центр = залог успеха». Союз педагога, родителей и детей - это основа воспитания.
Самая большая ценность на земле - это дети. Детское сердце бесхитростно, доверчиво и отзывчиво на добро. Главным качеством, которым несомненно должен обладать педагог, является любовь к детям. Она даёт возможность преодолевать все трудности, которые возникают в нашей работе и поэтому я стараюсь следовать завету выдающегося педагога В.А. Сухомлинского: «Что самое главное было в моей жизни? Без раздумий отвечаю: любовь к детям. Чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им своё сердце».
Научитесь детям доверять.
Каждый шаг не нужно проверять.
Мненье и совет их уважайте.
Дети - мудрецы, не забывайте!
И всегда надейтесь на детей,
И любите их душою всей
Так, как невозможно описать.
Вот тогда детей не потерять!
Зам. дир. по УВР
МАУДО «ЦРТДЮ «Созвездие» г. Орска»
Д.А. Редько