Учебный план  МОАУДОД «ЦРДТЮ Созвездие» г. Орска» разработан в соответствии c Федеральным законом от 29.12.2012 г. №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Минобрнауки России от 15.03.2013г. №185 «Об утверждении Порядка применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания»,  Уставом муниципального образовательного автономного учреждения дополнительного образования детей «Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» г. Орска»  (далее Центр)  на основании Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4. 3172-14, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. № 41, а также с учетом интересов обучающихся, запросов родителей (законных представителей), возможностей педагогического коллектива и материально-технической базы учреждения.
 Построение учебного плана работы базировалось  в  рамках программы развития Центра на 2011-2015 уч. гг. (с изменениями и дополнениями), образовательной программы на 2014-2015 уч. г.
 Учебный план строится в соответствии с главными задачами и принципами:
- всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства;
 - многообразие видов дополнительных общеобразовательных программ, удовлетворяющих разнообразные интересы детей;
 - развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
 - свободный выбор детьми дополнительных общеобразовательных программ в соответствии со способностями, склонностями и интересами детей;
 - создания условий для развития творческих способностей и формирования навыков и умений, необходимых для развития гармонически развитой личности.
 
Учебный план Центра регламентирует образовательную деятельность, отражает цели учреждения. План сбалансирован для всех обучающихся, учитывает региональные и социокультурные образовательные потребности. В плане определена недельная нагрузка обучающихся, связанная с психофизиологическими возможностями.
Учебный план включает 82 дополнительные общеобразовательные  программы (соответствующие современным требованиям), прошедшие экспертизу через методический совет Центра и в процессе участия в городских, областных конкурсах инновационных и авторских программ.
 Основополагающими принципами при составлении учебного плана являются:
- общедоступность дополнительного образования во всех видах деятельности;
 - принцип учёта реальных возможностей и условий обеспечения программ материальными, технологическими, кадровыми и финансовыми ресурсами;
 - принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся при включении их в различные виды деятельности;
 - принцип ориентации на потребности общества и личности обучающегося;
 - принцип возможности корректировки плана с учётом изменяющихся условий и требований к уровню образованности личности, возможности адаптации к современной социокультурной среде.
 
При составлении учебного плана учитывались следующие требования:
- удовлетворение реальных интересов, склонностей, творческих запросов детей и подростков в тех видах и формах деятельности, которые они не могут получить в Центре;
 - особенности национально-регионального компонента;
 - удовлетворение спросов обучающихся и родителей в направлении художественного, технического, музыкально-эстетического, прикладного видов творчества;
 - ранняя профессионализация, профессиональное самоопределение обучающихся;
 - пропаганда и поддержка здорового образа жизни.
 
Организация процесса обучения в Центре осуществляется на основе реализации по дополнительным общеобразовательным программам. В Центр приходят обучающиеся:
 в свободное от основной учёбы время;
 обучение реализуется на добровольных началах; 
 обучающимся  предоставляются возможности сочетать различные направления и формы занятий;
 допускается переход учащихся из одной группы в другую.
Сформировано 336 объединений с общим охватом 4316 обучающихся. Общее число педагогических часов составляет 2188, концертмейстерских -  465.
 Для выполнения вышеперечисленных задач и принципов, учитывая запросы родителей и индивидуальные запросы обучающихся, учебный план направлен на  реализацию дополнительных общеобразовательных программ по следующим направленностям: 
- художественной;
 - физкультурно-спортивной;
 - социально-педагогической;
 - технической;
 - естественнонаучной;
 - туристко-краеведческой.
 
Каждое направление   предполагает участие  детей в возрасте от 6 до 18 лет   в детских объединениях одной тематической направленности или комплексным, адаптированным, интегрированным программам (дающие возможность объединить в одной программе несколько направлений деятельности),  авторским (имеющие рецензии) программам, рассчитанным на 1, 2, 3 и более лет обучения, утверждёнными на методическом совете Центра.
 Занятия проводятся по группам, подгруппам, индивидуально или всем составом объединения.
Художественная направленность.
 Отдел «Дизайн» включает в себя следующие объединения: изобразительное искусство; гильоширование; рукоделие;  декоративно-прикладное искусство; изобразительное искусство; «Арт-комп»; вязание крючком; бисероплетение; элективный курс «Хозяйка сельского дома»; театр мод «Жемчужина»; 
 Отдел «Дебют»  содержит следующие объединения: вокальное творчество «Браво», «Звездочки», «Шанс», «Радуга талантов», «Успех»; творческие группы «Затейник»; театральное объединение «Кукляндия»; фольклорные, музыкальные  объединения; ансамбль народного танца «Орчаночка»; хореография «Овация», «Акварельки», «Вираж», «Восторг», «Брейк-данс», «Хип-хоп», «Ассорти»; шумовой ансамбль «Забава»; струнный ансамбль «Настроение»; гитарный аккомпанемент; объединения «Гитара и песня». 
 Основной целью дополнительных общеобразовательных программ данной  направленности является: нравственное и художественно-эстетическое развитие личности ребенка в системе дополнительного образования. В ходе достижения этой цели задачами объединений являются:
- развитие музыкальных, артистических, художественных способностей;
 - формирование умений публичных выступлений;
 - создание живописных произведений,
 - формирование умения понимать произведения искусства,
 - получать удовлетворение от творчества;
 - Развить у детей способность эстетического восприятия прекрасного, развивать чувство радости и удовлетворения от выполненной работы, развивать творческие способности детей;
 - Развивать у детей мелкую моторику и высшие корковые функции;
 - Развивать практические навыки и умения работы с разными материалами;
 - Развивать эстетическое восприятие произведений музыкальной культуры, произведений искусства, природы;
 - Способствование социальной адаптации обучающихся посредством приобретения профессиональных навыков и развитие коммуникативности при общении в коллективе;
 - Формирование у обучающихся танцевальных и хореографических знаний, умений и навыков.
 
Охват воспитанников в данном направлении с 5 до 21 года в количестве 201 группа, 35 наименований объединений -  обучающихся   2508.  
 По итогам работы объединений художественной направленности будут проводиться выставки, соревнования, показательные выступления, конкурсы, фестивали, итоговые тестирования, концерты, творческие отчеты, персональные выставки.
Физкультурно-спортивная направленность.
 Отдел «Рекорд» включает в себя  следующие объединения: аэробика «Атлет», «Феолент»; спортивные танцы; русские шашки; шахматы; футбол; волейбол;  ОФП;  НФП; вольная борьба; силовое троеборье. 
 Задачи объединений  данного направления:
- Пропаганда здорового образа жизни;
 - сохранение здоровья,
 - формирование физической культуры обучающихся;
 - Воспитание и развитие специфических двигательных навыков;
 - Выработка у юных спортсменов потребности в регулярных соревнованиях и тренировках;
 - Формирование и совершенствование таких качеств, как быстрота, выносливость, сила, подвижность, ловкость;
 - Воспитание способности вести борьбу в рамках волевого состязания, иначе говоря, волевой подготовки.
 
Охват обучающихся в данной направленности с 7 до 21 года  количестве 35 групп 7 наименований  объединений, обучающихся – 456. 
 По итогам работы объединений физкультурно–спортивной  направленности будут проводиться соревнования, показательные выступления, эстафеты, фестивали.
Техническая  направленность. 
 Отдел «Развитие» включает в себя следующие объединения: обучение компьютерной грамотности «Компьютерра»; «Основы мультипликации». 
 Задачи данного направления следующие:
- Приобретение необходимых технических навыков при использовании компьютера;
 - Ознакомление с основами техники киносъемки;
 - воспитание позитивного отношения к профессиональному труду, аккуратности, точности.
 - Формирование творческой личности с активной позицией к самообразованию и творчеству;
 - Создание сайта;
 - Получение знаний по основным направлениям информационных технологий.
 
Охват обучающихся в данном направлении с 9 до 21 года  в количестве 3 группы  2  наименований объединений,  обучающихся -  61 человек.
 По итогам работы объединений технической   направленности будут проводиться выставки проектов, их авторская демонстрация, сопровождение сайта учреждения; защита проектов, конкурсы,  научно-практические конференции, соревнования, фестивали.
Естественнонаучная направленность.
 Включает в себя следующие объединения: практикум по физике «Физические законы вокруг нас»; научное общество учащихся «Аргон»; «Проектная деятельность»; «Я – Исследователь».
 Задачи объединений данного направления:
- Познакомить обучающихся с методом исследования и практического применения основ проектирования, физики а в реальной жизни;
 - Поощрять в ребенке способность к объективному самоанализу, самосовершенствованию;
 - Развивать исследовательские способности обучающихся.
 
Охват обучающихся в данном направлении с 6 до 18 лет в количестве 6 групп 4 наименований объединений,  обучающихся  -  117 человек.
 По итогам работы объединений естественнонаучной  направленности будут проводиться выставки работ, научно-практические конференции, олимпиады, конкурсы.
Социально-педагогическая направленность включает в себя: центр раннего развития;  социальные проект «Наш  денек»; коррекцию навыков чтения; развитие творческого мышления; морской клуб «Юный морской пехотинец»; социальное проектирование; «Теория и практика подготовки к ЕГЭ ОГЭ»; «Английский язык»; «школа начинающего ведущего»; «Час общения»; профориентация; «Психологическая азбука»; «Основы информационной грамотности».
 Социально-педагогическое направление  способствует реализации  личности в различных социальных кругах, социализации ребёнка в образовательном пространстве, адаптации личности в детском социуме. 
 Задачи данного направления:
- Развитие детей как творчески активных личностей;
 - Способствование социальной адаптации обучающихся посредством приобретения профессиональных навыков и развитие коммуникативности при общении в коллективе;
 - Конкурентоспособность обучающихся;
 - Приобретение навыков работы в трудовом коллективе;
 - Формирование допрофессиональных навыков;
 - Коррекция и психолого-педагогическое сопровождение;
 - Ориентация в профессиях.
 - Формирование у детей интереса к традициям русской, башкирской, английской культуры, воспитание чувства причастности к своему народу, к его истории;
 - Формирование у детей интереса к традициям башкирской, английской культуры;
 - Практическое освоение языка различных видов искусства (поэтического, музыкального, хореографического, прикладного).
 
Охват воспитанников в данном направлении с 5 до 18 лет в количестве 91 группа  19 наименований объединений, обучающихся  - 1174.
 По итогам работы объединений социально-педагогической   направленности будут проводится выставки, научно-практические конференции, олимпиады, конкурсы, концерты, итоговые тестирования.
Режим занятий обусловлен спецификой дополнительного образования: занятия в основном проводятся во второй половине дня после окончания занятий в общеобразовательной школе; в первой половине дня для обучающихся в школьной второй смены.
  Распределение часов в детских объединениях Центра следующее: 1 год обучения – 144 часа в год, 2 год обучения и последующие – 216 часов. Согласно образовательным программам некоторых детских объединений возможно  распределение часов: 72 часа; 288 часов, 720 часов.
 Формы занятий детских объединений самые разные: лекция, беседа, игра, диспут, экскурсия, коллективное творческое дело и др. Отчетные и   итоговые занятия проводятся в форме зачета, тематического тестирования, анкетирования, собеседования, концерта, открытого занятия с подведением итогов за год.





						