Поиск

IV Международная научно-практическая Интернет-конференция (октябрь 2011г) предоставила возможность широкому кругу специалистов в сфере образования обсудить актуальную тему: «Образование: вчера, сегодня, завтра». Педагогические работники МОУ ДОД «ЦРТДЮ «Созвездие» г.Орска» Приняли приглашение к участию и представили свои материалы:

Сидалинова Г.Б., (методист) по проблемам и перспективам социализации современных детей и подростков где выражается обеспокоенность, что в целом институт российского воспитания утрачивает систему социального контроля над процессом становления подрастающего поколения. На смену традиционных институтов социализации таких, как семья, школа, детские молодежные организации, кроме «института улицы и подворотни» ничего не приходит.

К сожалению, в обществе процветает либо равнодушие, либо жестокое, либо пренебрежительное отношение к нуждам ребёнка; нередко проявляется некомпетентность педагогических работников; часто наблюдаются корыстные побуждения персонала учреждений социальной защиты детства. Автор выражает надежду на инициативу МВД России о введении в учебные заведения школьных инспекторов милиции и выражает уверенность, что одним из важных звеньев в комплексной работе с несовершеннолетними является система дополнительного образования, владеющая универсальными технологиями воспитания детей и подростков с различными особенностями характера.

Фоменкова Н.Л (руководитель структурного подразделения) размышляя о компетентности педагога дополнительного образования, аргументирует актуальность проблемы наличием противоречий:

  •  недостаточностью психолого-педагогического обеспечения процесса развития интеллектуальной компетенции в условиях профессиональной подготовки педагогов дополнительного образования;
  • относительно невысоким уровнем стихийно сформированной интеллектуальной компетенции будущего специалиста.

Готовность педагога дополнительного образования к разрешению указанных противоречий   определяется следующими факторами:

  •  сформированностью интеллектуальной компетенции в структуре индивидуальной профессиональной компетентности педагога;
  •  сформированностью педагогических (дидактических и методических) знаний и умений в области формирования учебно-познавательной компетенции воспитанников.

Аналитический подход к проблеме компетентности свидетельствует, что эффективное формирование интеллектуальной компетентности педагога возможно при условии точного определения ее сущности и структурных особенностей, которые обусловливаются характеристиками содержательного аспекта интеллектуальной деятельности.

Швецова Л.Н. (педагог центра раннего развития дошкольников) предлагает некоторые формы сотрудничества педагога и родителей для установления доверительных отношений.

- Взаимодействие семьи и учреждений дополнительного образования детей в интересах творческого развития личности ребенка осуществляется через разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;  семейные туристско-краеведческие и экскурсионные программы; систему социально-правовых и медико-педагогических занятий для родителей (университетов, лекториев, практикумов и др.); традиционные встречи многодетных семей; благотворительные праздники и концерты для семей, в которых воспитываются дети-инвалиды;  встречи – консультации опекунов;  семейные клубы и мастерские.

- Индивидуальные формы работы с родителями  являются наиболее доступными формами установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, использоваться во время посещения семьи. Цель педагогической беседы – обмен мнениями по тому или иному вопросу воспитания при активном участии педагога и родителей. Специфика индивидуальной  беседы в том, что родители получают новые знания по вопросам обучения и воспитания ребёнка, могут решить проблемные вопросы.

- Особый эффект во взаимодействии семьи и педагога придают наглядно-информационные методы, которые эмоционально и красочно знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся записи бесед на магнитофон, видеофрагменты различных видов деятельности детей, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки.

- В настоящее время особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения. Они построены по типу развлекательных программ, интеллектуальных игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к образовательному учреждению. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его среди других детей, в другой обстановке и имеют возможность проанализировать поведение своего ребенка, задать вопросы педагогу. Кроме указанных форм и методов сотрудничества, педагог организует и проводит семинары-практикумы, педагогические брифинги, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием. Огромным спросом пользуется работа родителей в педагогической библиотеке, в педагогической гостиной, групповая работа родителей по выпуску электронных газет по вопросам обучения и воспитания детей.

Изтлеуова К.Б. (педагог центра раннего развития) анализируя проведённую опытно-экспериментальную работу по теме «Коррекционная работа педагога с детьми дошкольного возраста, проявляющими агрессию в поведении», приходит к выводу, что:

  •  вспыльчивые дети переносят свои отрицательные эмоции на родителей и сверстников;
  •  на основе упражнений, направленных на снижение негативных эмоций, общего расслабления у вспыльчивого ребёнка происходило понижение напряжения;
  •  психолого-педагогическое просвещение родителей помогло им пересмотреть подход к воспитанию своих детей, изменив их взаимоотношения с проблемных на конструктивные;
  •  учёт индивидуальных особенностей детей с разным типом темперамента позволяют педагогам Центра раннего развития создать эмоциональный комфорт каждому ребёнку на занятиях.

Хисматова О.В. (заместитель директора по образовательной деятельности Центра «Созвездие») выделяет особенности управленческой системы данного учреждения.

 Многолетний опыт работы в учреждении дополнительного образования позволяет выделить некоторые условия управления  на современном этапе: раскрытие, уточнение смысла дополнительного образования; выделение приоритетных направлений творческого развития ребенка на основе реализации идей педагогики сотворчества; создание оптимальных организационно-педагогических условий для решения инновационно-творческих задач; обеспечение свободного выбора профессиональной ориентации и возможного доступа к социально-культурным ценностям.

Ведущее место в реализуемой в Центре управленческой технологии занимает управление мотивационным процессом. Поэтому реализуемую  нами систему управления мы определяем для себя как систему "мотивационно-интеллектуального" управления, устремленного на развитие, программно-методическое целевое обеспечение образовательного процесса, психологически грамотное его сопровождение. Наряду с факторами морального поощрения в последние годы приобрели серьезное значение и факторы материального порядка.

Мотивационно-интеллектуальная основа механизма управления есть, на наш взгляд, целостная система, позволяющая  повышать эффективность управления всех подсистем, находящихся в тесном взаимодействии и упорядоченных взаимосвязях.

Ключевым инструментом управления является микрокультура Центра – глубокие убеждения в совместных этических ценностях: культуры, интеллекта, здоровья и социализации воспитанников и педагогов.  Администрация  Центра является генератором идей, чувствует перемены, сотрудничает с коллегами.

Новой ценностью для нас становится  гуманное «командное» управление, когда на смену жесткого администрирования приходит коллегиальная  работа управленцев как единой команды.

Административная команда пропагандирует  следующие инновационные, на наш взгляд,  подходы в управлении:

  • Адаптивный стиль управления (новая тактика в новых обстоятельствах);
  • Системный интегрированный подход к выполнению управленческих функций;
  • Накопление внутрицентровского потенциала ресурсов (квалификация управленцев);
  • Открытый характер управления;
  • Организационную культуру управления;
  • Доверительное сотрудничество, взаимозаменяемость, интенсивное включение в управляющую систему участников образовательного процесса, ориентацию на запросы педагогов и воспитанников, социальных партнеров.

К достоинствам нашей системы управления мы относим опору на научные основы управленческой работы; управленческую компетентность; самостоятельность в принятии решений; соответствие системы управления особенностям Центра и ее социального окружения; функционирование внутрицентровского управления как системы; ориентацию на развитие индивидуальности Центра; замену администрирования управленческим сервисом; высокую степень специализации деятельности руководителей среднего звена; восприятие Центра как целостной социальной и образовательной среды.

Мухаметова Н.П. (руководитель психологической службы) в статье «Формирование психологической культуры в образовательном пространстве учреждения дополнительного образования» представляет проект, основанный на концепциях И.А.Баевой и В.В.Семикина, где психологическая культура рассматривается как интегральная характеристика образовательной среды, обеспечивающая психологическое здоровье воспитанников, их родителей и педагогов. Исследователи выделяют три основных уровня психологической культуры:

  • психологическую грамотность, как некоторый минимум психологических знаний и умений, которые обеспечивают более или менее адекватное поведение и социальное взаимодействие;
  • психологическую компетентность, обеспечивающую эффективность поведения, деятельности или социального взаимодействия с людьми;
  • зрелую психологическую культуру, как развитый механизм личностной саморегуляции, которая обеспечивает и эффективное, и безопасное, и гуманное взаимодействие с людьми.

 Разработанный проект рассчитан на пять лет реализации под руководством ведущих психологов Центра развития творчества детей и юношества «Созвездие» г.Орска. Участниками проекта являются воспитанники Центра в возрасте от 5 до 21 года. Кроме этого, приглашаются для участия в проекте учащиеся других образовательных учреждений Советского района г.Орска, их родители, педагоги дополнительного образования,  учителя школ, члены администрации.

Основная цель проекта заключается в  формировании психологической культуры участников образовательного процесса.

Задачи проекта:

  • Формировать основные компоненты психологической грамотности воспитанников с учетом их возрастных особенностей.
  • Развивать основные компоненты психологической компетентности родителей и педагогов.

 Проект состоит из следующих структурных частей:

  • Часть I «Ступени» - для детей от 5 до 21 года
  • Часть II  «Путь к себе – путь к успеху» - для педагогов
  • Часть III  «Искусство быть родителями» - для родителей
  • Часть IV  «Эффективный руководитель» - для администрации

Ожидаемые результаты реализации проекта:

  • Повышение уровня психологической грамотности воспитанников Центра, психологической компетентности педагогов, администрации, родителей.
  • Осознание участниками проекта себя как самоценной, самосовершенствующейся личности.
  • Формирование у участников проекта позитивного отношения к окружающему микроклимату и своему психологическому здоровью.

Кузьмищева Е.А. (методист) актуализирует тему «Индивидуальный стиль педагогической деятельности педагога дополнительного образования», выделяя при этом, что в индивидуальном стиле педагогической деятельности педагога дополнительного образования можно выделить три основных компонента: индивидуально-психологические особенности педагога, особенности самой деятельности и особенности обучающихся.

Педагогическая деятельность в дополнительном образовании предъявляет специфические требования к наличию и развитию педагогических способностей у каждого педагога. Индивидуальный стиль педагогической деятельности педагога дополнительного образования складывается с момента поступления на работу. Проблемным является тот факт, что в дополнительное образование приходят учителя из общеобразовательных школ, специальных учебных заведений, а специалистов дополнительного образования гораздо меньше.

В Центре развития творчества детей и юношества «Созвездие» г.Орска формирование ИСПД педагогов носит управляемый характер и осуществляется в рамках школы профессионального роста «Слагаемые успеха», рассчитанной на три года. Данная программа является многоаспектной, синтезирующей, способствует расширению общекультурного, профессионального и научного кругозора педагогов дополнительного образования. Её содержание направлено на организацию процедуры включения новых сотрудников в работу, а также на совершенствование профессионального уровня педагога дополнительного образования. Указанная программа состоит из трех блоков:

  • Блок I. «Начинающий педагог» для педагогов дополнительного образования без специальной педагогической подготовки;
  • Блок II. «Традиционно работающий педагог», имеющий стаж работы от одного до пяти лет;
  • Блок III «Аттестующийся педагог» адресован для педагогов, работающих в режиме развития

Программой предусматриваются различные формы обучения слушателей: лекции, дискуссии, семинары, деловые игры, мастер-классы, выездные занятия, групповые и индивидуальные консультации для оказания помощи в организации практической деятельности. Оценка результатов обучения проводится в процессе входной, промежуточной и итоговой диагностики, тестирования, выпускной работы.

Комментарии   
Хисматова О.В.
0 #1 Хисматова О.В. 12.11.2011 22:12
Зашла на сайт конференции, больше всего просмотров у Швецовой Л.Н. (23). а вообще материалы нашего Центра достойно выглядят на фоне других учреждений. Молодцы!
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter